четверг, 22 августа 2013 г.

Симон Львович Соловейчик

Симон Львович Соловейчик
(1.10.1930 — 18.10.1996) 
 советский и российский журналист, писатель, общественный деятель, теоретик педагогики.

«Вдумайтесь в то, как вы взаимодействуете с ребенком, и как он воспринимает вас и ваши уроки», - говорил Соловейчик. Этой простой мыслью начинается главная тема писателя и единственный ответ на родительские и учительские сомнения — педагогика должна быть педагогикой сотрудничества. 

После окончания МГУ в 1953 году работал пионервожатым, учителем в школах Москвы, корреспондентом журнала «Пионер».

Многое, что он вынес из советской школы, его не устраивало, педагогу хотелось хоть чем-то усовершенствовать и подкорректировать принципы воспитания подрастающего поколения.
В 60-х годах он создает рубрику «Алый парус» в газете «Комсомольская правда». Его статьи посвящались вопросам гуманизма и нравственности по отношению к детям.

В 80-х годах Соловейчик специальный корреспондент и основной автор в «Учительской газете», возглавляемой Владимиром Фёдоровичем Матвеевым. Соловейчик организует новое научно-практическое педагогическое движение - педагогику сотрудничества, где воспитание ребёнка рассматривалось как диалог педагога и ученика, а не какое-либо воздействие или подавление личности.

Самостоятельность и достоинство — вместо послушания, сотрудничество и личный пример — вместо повелительности и авторитарности. Тридцать пять лет — с начала шестидесятых до начала перестройки — Соловейчик отстаивал в своей публицистической деятельности эти тезисы и, главное, защищал и поддерживал педагогов, которые шли путем педагогики сотрудничества, творя собственные гениальные методики, добиваясь неслыханных результатов в обучении и вызывая бешеное раздражение начальства.

Выступает организатором встреч педагогов-экспериментаторов и редактором резюмирующих эти встречи манифестов.
«Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться. Мы долгие годы вырабатывали такую педагогику… Она родилась в общении с детьми, и главное, что нас объединяет, – перемена в отношениях с учениками. Именно отношения с учениками выходят сегодня на одно из первых мест».
(Из манифеста «Педагогика сотрудничества», октябрь 1986 г.)

С. Соловейчик стал инициатором телеконференций, на которых выступали «открытые» им гениальные педагоги. Все и каждый, у кого были дети школьного возраста, не говоря уже об учителях, буквально прилипали к экранам, когда шла речь о том, как учить и чему учить.

В 1988 году Соловейчик становится обозревателем еженедельника «Новое время», где ведёт рубрику «Младший мир». В этот период он побывал во многих зарубежных школах и отразил свои впечатления в большой серии очерков школьной жизни разных стран мира.

В 1992 году Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября», осуществляя на ее страницах пропаганду гуманистических педагогических идей. Свой прежний опыт и опыт новый — человека, увидевшего мир и множественность образовательных систем, — Соловейчик вкладывает в газету «Первое сентября», газету, поставленную на службу школе.

В 1994 году Симон Львович Соловейчик написал Манифест Человек Свободный, в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести, что такое свободный ребенок, свободная школа, и каков путь к воспитанию свободных людей.

Соловейчик  оставил сотни статей и книги, посвященные проблемам педагогики, а также книги о детях и для детей: «Книга про тебя» (1963), «Мокрые под дождем» (1968), «Отчаюха» (1969), «Учение с увлечением» (1978). 

Главная работа жизни Симона Львовича Соловейчика — книга «Педагогика для всех» (1977—1986), где он изложил философские взгляды на цели, средства, и условия воспитания детей; показал как воспитывается сердце, ум и дух свободного человека и показал недостатки традиционного воспитания детей.

«Педагогика для всех» - это история о том, что происходит между каждым взрослым и каждым ребенком. Мы все мечтаем, чтобы с нашими детьми все было хорошо. Но что для этого нужно? «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Собственно, в этом и заключена суть этой глубокой и доброй книги. Изданная в середине 80-х, книга стала сенсацией. Ее читали и перечитывали, передавали из рук в руки, берегли как самую большую ценность… И сегодня книга заслуживает того, чтобы стать настольной для всех родителей и учителей.

Манифест "Педагогика сотрудничества" 
Учение с увлечением.
Педагогика для всех.
Издательский дом "1 сентября" 

Комментариев нет:

Отправить комментарий