четверг, 22 августа 2013 г.

Образовательные проекты и Интернет

Задание: Рассказать о своем опыте использования принципов, методов, подходов, описанных у классиков педагогики, привести любимые цитаты, пояснить, почему именно на работах этого автора вы остановили выбор.

Я учитель информатики. Разрабатываю и организую школьные проекты с применением интернет-технологий.



Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов берет начало у С.Т.Шацкого, который, в свое время, разрабатывал тему проектов и внедрял ее в обучение. Кто может участвовать в проектной деятельности? С.Т. Шацкий в книге «Годы исканий» говорит: «…Начатки творческой силы существуют почти у всех, у маленьких и у больших людей – надо лишь создать для проявления ее подходящие условия».

Выполнение нередко трудоемких и долгосрочных проектов требует от учащихся самостоятельной и глубокой проработки материала.  Как писал С.Т. Шацкий в книге «Бодрая жизнь»: «Ребенок хочет быть активным, ему надо разрядить свои силы, но условий, благоприятных для этого, окружающая его жизнь часто не дает. Не нужно ли употребить все усилия для того, чтобы создать для проявлений детской жизни  подходящие условия?». Участвуя в проектной деятельности, учащиеся могут проявить свою активность, творческие способности при условии, что тема проекта им интересна, они заинтересованы в получении результата. Для поиска актуальных тем руководитель сам должен активно следить за новостями науки и техники, регулярно просматривать сайты и знакомиться с тематической литературой.

Образовательный проект с точки зрения обучающего – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутые результаты…

Образовательный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся…

В условиях совместной творческой деятельности учителя и учащегося, имеющего для каждого из них личностный смысл, складываются партнерские отношения. С.Т. Шацкий, да как и многие великие педагоги, считал, что взаимосвязь и взаимовлияние учителя и ребенка, является основным принципом педагогического процесса и основой формирования нравственно ценных ориентаций.

Эти положения о творческом содружестве в педагогике были разработаны С.Т. Шацким. Он считал, что школа должна составлять своего рода сообщество детей и взрослых, занимающихся совместной творческой деятельностью. В центре концепции С.Т. Шацкого находится индивидуальность, с ее внутренним миром, потребностями и интересами. Необходимо, утверждал он, одновременно изучать потребности ребенка и по мере возможности удовлетворять их, развивая интересы, давать простор его творческим силам.

Интернет, как явление, и как неотъемлемая часть повседневного существования, прочно вошел в нашу жизнь. Нынешний этап концепции его развития носит название Web 2.0 и означает этап коллективного наполнения контента, когда любой пользователь сети, не прибегая к услугам веб-программистов, может создавать документы, страницы, блоги, сайты.

Еще одной отличительной чертой времени является появление инструментов для совместной деятельности, когда люди, находящиеся по разные стороны Земли, могут вести совместные разработки, обсуждать проблемы и обмениваться опытом в режиме реального времени. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях.

Образовательная технология Web-квест, как разновидность образовательного проекта - одно из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций.

Разработали модель Web-квеста Bernie Dodg и Tom March  в 1995 году в государственном университете в Сан-Диего. Цель состояла в том, чтобы помочь учителям создавать уроки, на которых студенты собирают и организуют информацию, полученную из Интернета, и направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу.

Каковы особенности Web-квеста? Образовательный Web-квест - сайт в сети, состоящий из разделов, связанных единой темой, насыщенных ссылками на другие ресурсы. Web-квесты могут быть разнообразной тематики, могут охватывать отдельную проблему учебной дисциплины, а также - межпредметными.

Задания web-квестов должны содержать сложные темы, для понимания которых учащимся придётся изучить большое количество информации. Работа в Интернете уже не сводится к простым механическим действиям для простого поиска информации. Учащимся придётся изучить информацию и, преобразовав её, создать нечто другое: разработать гипотезу, представить сравнение, решение и т.д. Учащиеся должны научиться анализировать и отсеивать. Конечно, в «доинтернетную» эпоху, не обладающей такой широтой информационных ресурсов, реализовать подобное задание, как для учителя, так и для учащихся, было почти невозможно.

Web-квест предполагает интеграцию инновационных приложений Интернета в учебный процесс, в преподавание различных дисциплин. Появление разнообразных сервисов Web 2.0 значительно обновляет и расширяет инструментарий разработки web-квестов. Таким образом, с помощью Web 2.0, занимающего в последнее время лидирующие позиции в Интернет-технологиях, педагоги и школьники могут эффективно реализовать себя не только в социальном, но и образовательном сетевом пространстве.

Приведу пример проекта, проходившего в нашей школе. Это Web-квест «Москва в Отечественной войне 1812 года», задача которого исследовать особую роль Москвы через память о войне в названиях улиц, столичных памятниках, литературных произведениях и памяти народной и др. В работе над проектом использовались множество различных ИКТ технологий. Это и создание различных электронных документов, это поиск в сети, это электронная почта, это и различные Google-сервисы. Среди них совместное ведение и создание презентаций, текстовых документов, электронных таблиц, создания on-line тестов. Сайт проекта выполнен также средствами Google - https://sites.google.com/site/francais1812/. Задания проекта выполнялись на уроках информатики во всех классах. Поэтому задания строились таким образом, чтобы применить как можно большее число различных инструментов в зависимости от программы и от уровня ИКТ-компетенции учащихся. Например, одно и то же задание в одних классах предлагалось оформить в виде текстового документа, в других - в виде презентации, а в третьих - в виде html-страницы.

С другой стороны, одинаковые инструменты использовались на разном уровне и для выполнения различных заданий. Так, работая с Google-картами, в одних классах прокладывали путь от школы до Бородинской панорамы, а в других работали совместно над созданием карты с улицами, носящими имена героев Отечественной войны 1812 года.

К каждому заданию прилагались различные Интернет-ресурсы для дополнительного изучения темы. Некоторые, если это требовало задание, просматривались в классе: фрагменты видео, графические изображения, инфографика. Однако, каждое задание предполагало выполнение ИКТ-решение.

Реализация данного проекта позволила активизировать самостоятельную работу учащихся, освоить новые технологии, получить навыки и компетенции: умение работать в команде, находить и отбирать необходимую информацию, планировать свою работу, презентовать результаты деятельности.


С.Т. Шацкий "Бодрая жизнь"
С.Т. ШацкийГоды исканий
Е.С.Полат "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования"
Е.С.Полат "Новые педагогические технологии"
М.А.Ступницкая Что такое учебный проект? 
Учебник по Web-квестам http://www.teachersfirst.com/exclusives/webquest/
Teacher Tap: Webquests http://annettelamb.com/tap/topic4.htm
Teachnology Tutorials. Webquests (Веб-квест: образовательные технологии) http://www.teach-nology.com/tutorials/web_quests/

Комментариев нет:

Отправить комментарий